карта сайта
Обувная мастерская Светланы Тепловой
Обувная мастерская Светланы Тепловой


Новости
Главная
Пошив обуви
Ремонт обуви
Расчет заказа по пошиву
Прейскурант на ремонт
Разработка моделей
Ортопедическая обувь
Одежда для кукол
Статьи
Каталог обуви
Обувная мастерская
Уход за обувью
Вакансии
Контакты

Ремонт элитной обуви

- Наша мастерская занимается высококачественным ремонтом и восстановлением обуви
- Так как мы занимаемся несколько десятков лет пошивом обуви, мы знаем все тонкости изготовления обуви, заделки швов и тд практически всех брендов
- У нас можно сделать ремонт даже самый высокой сложности
- Используем для ремонта обуви материалы всемирно известных фирм, которые за долгие годы подтвердили свое качество, таких как Dupla, Arxitak, Vibram, Magna
- Предоставляем гарантии клиентам все виды работ
- Выезд курьера надом (от пяти пар)

 


Если у Вас в доме любимое животное нанесло непоправимый вред любимой обуви, наша сапожная мастерская спасет Вашу дорогую элитную обувь:

  • заменит подошву;
  • заменит обтяжку каблука;
  • заменит обтяжку стельки;
  • заменит вкладную стельку;
  • отреставрирует любые царапины;
  • применит соответствующие дизайну дополнительные декоративные элементы, которые дадут «новую жизнь» Вашей модельной обуви.

РЕМОНТ ЭЛИТНОЙ ОБУВИ – ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассмотрев способы ремонта основных (стандартных) видов обуви, остановимся на методике ремонта обуви модельной и элитной, имеющей большое количество разнообразных фасонов. Особенно это относится к женской элитной обуви.
Ремонт обуви этого вида отличается тем, что его нельзя выполнять определенными приемами, применяемыми при построении обуви стандартной. В этом случае часто невозможно установить точные размеры отдельных деталей и определить точные параметры (углы, радиусы и т. п.) для их построения вследствие нестандартности форм этих деталей.
Поэтому до сих пор пока еще не существует основных общепринятых методов построения элитной обуви, и модельеры обувных фабрик в практической работе решают этот вопрос каждый по-своему.
Обычно ремонт начинается с выбора фасона модели. Для этого или пользуются рисунком обуви из журнала", по которому делают модель, либо, принимая его за основу, вносят в него свои изменения, или же создают новые фасоны моделей обуви в рисунках.
При этом большое значение для результатов работы имеют опытность, художественные способности и кругозор модельера. Но во всех случаях, принимая к разработке какой-либо фасон обуви, модельеры тесно увязывают конструкцию новой модели о технологией изготовления заготовки и характером материалов, имеющихся в распоряжении фабрики.
Некоторые модельеры, не прибегая ни к одному из указанных методов, делают сразу эскизный набросок карандашом непосредственно на боковой поверхности колодки, на которую разрабатывается модель. Затем, ориентируясь на такой эскиз, переносят рисунок на вписанную в оси координат среднюю копию. При этом учитываются возможные деформации заготовки при выполнении операций ремонта обуви, главным образом при обтяжке и затяжке верха элитной обуви. Такой перенос линий на плоскую поверхность копии требует очень большого искусства и не всегда приводит к положительным результатам.
Ниже излагается метод, разработанный Ф. В. Пешиковым, рекомендуемый авторами для ремонта элитной обуви по рисункам или эскизам.
Ремонт модели по этому методу начинается с анализа рисунка или фотографии принятой обуви для примерного определения размеров основных, а затем и второстепенных деталей модели.
При этом необходимо учитывать, что на рисунке детали элитной обуви получаются в несколько искаженном изображении, так как рисунок показывает пространственную форму элитной обуви (и ее деталей), расположенной под каким-то углом зрения, при котором происходит большее или меньшее искажение этой формы.
Способ установления размеров основных деталей элитной обуви рассмотрим на примере моделирования женской полузакрытой элитной туфли на высоком каблуке, изображенной на черт. 67, /. Рисунок измеряют по прямой ог точки высоты туфли / до точки носка 2. Затем замеряют наиболее характерные расстояния, например между точкой союзки 3 и высотой передней части бсрцев 4, длину крыла союзки 2 — 5, расстояние от союзки до фигурной задинки по нижнему краю 5 — 6, длину задинки по верхнему краю /—7, а также расстояния между точками 4 — 3 и 3 — 2, 8~~4 и 10 — 3 и другими.
Затем производят арифметический подсчет, при помощи которого устанавливают приближенное положение и расстояния для отдельных точек, исходя из данных, полученных путем замера расстояний на рисунке. Так, в нашем примере расстояние от точки 1 до точки 2 равно 95 мм, а от точки / до точки 3 — 63 мм. По этим данным устанавливаем, что точка 3 должна быть расположена от пятки на расстоянии 2/з длины обуви:
^5— 1 63-х;
*=
63-1
0,663,
или с округлением 0,66, т. с. расстояние 1 — 3 составляет 0,66, или 2/з, длины заготовки,
Положение точки 4 устанавливают из соотношений расстояний 4—3 н 3—2.
Таким же путем вычисляют величину расстояния между остальными точками, беря за основу длину и ширину всей заготовки.
Установив приближенное расположение основных точек деталей на рисунке, переносят их на боковую поверхность колодки после ее соответствующей подготовки, заключающейся в следующем: с каждой из боковых поверхностен колодки обычном методом снимают копии; построенную из них среднюю копию затем вписывают в систему координат, после чего наносят на нее базисные и две вспомогательные (большую и малую) линии.
С расчерченной таким образом средней копии снимают точную копию из плотной бумаги и надрезают ее по всему периметру, так же как при съеме боковых поверхностей колодки.
Надрезанную среднюю копию наклеивают на внешнюю сторону боковой поверхности колодки. Если же детали модели асимметричны, т. е. имеют различную форму рисунка и конфигурацию на внутренней и наружной сторонах обуви, нужно наклеить размеченные копии по обе стороны колодки.
Для ремонта элитной обуви основную поверхность колодки и соответствующую сторону средней копии сплошь намазывают резиновым клеем. При наклеивании средней копии надо следить, чтобы ее контур точно совпадал с линиями, ограничивающими стороны боковой поверхности колодки.
После наклеивания на колодку средней копии наносят на нее (т. е. на боковую поверхность колодки) точки, местоположение которых было установлено при анализе рисунка модели.
Местоположение каждой точки определяют, исходя из полученных соотношений. Начальной точкой / отмечают высоту туфли. При этом для большей точности в работе колодка должна быть поставлена на каблук соответствующей высоты и помещена перед модельером под углом зрения, соответствующим изображению на рисунке.
Сначала ремонтируют точки и линии основных деталей модели, затем второстепенных (например, ажурных линий и т. п.).
При переносе линий на среднюю копию необходимо также учитывать их смещение и некоторую деформацию, которую они получают в процессе изготовления обуви при обтяжных и затяжных операциях.
Наметив на копии все основные и второстепенные линии, ее снимают с колодки и наклеивают на плотный лист бумаги. После этого все нанесенные линии деталей уточняют по размерам, форме и расположению. Затем ремонтируют среднюю копию по контурам деталей, накладывают поочередно вырезанные детали на контур средней копии, ранее вписанной в систему координат, и очерчивают их карандашом, перенося их таким образом на вписанную в координаты среднюю копию элитной обуви.
После этого начинается оформление, т. е. окончательная доработка линий и контуров деталей; из точки союзки проводят обычным способом линию середины (перегиба) союзки; оформляют линию задинкн по пяточному закруглению с учетом толщины жесткого задника; проводят переднюю линию берцев 3—4 и верхнюю 4—8—7—1 и все остальные контуры деталей согласно их форме и установленным соотношениям.
После указанного ремонта тем же способом находят места и форму линий, размещенных в передней части элитной обуви и, осо-
бенно, в союзке, которые больше всего искажаются при построении и формовании заготовки.
При перенесении линии деталей, ажурных строчек и перфораций смещаются по отношению к первоначально намеченному положению на некоторую величину в сторону приподнятой средней линии союзки (на величину поднятия ее над средней копией) и сохраняют свой рисунок в связи с выпрямлением линчи перегиб? союзки.
Смещенные линии ажурных строчек союзки в нашем примере изображены на черт. 67а в виде жирных пунктирных линий. Их первоначальное положение показано в виде мелкого пунктира.
Смещение линии союзки нужно, чтобы придать правильную форму вырезу союзки в плоской детали и затем в готовой обуви. В нашем* примере (черт. 67а) линия союзки смещена на участке 3—10. Для этого точка 3 перенесена в положение 3' на расстояние 3 мм от первой (первоначальное положение Линии союзки показано мелким пунктиром, окончательное — сплошной линией). Наколку же на берце следует поставить не на линии 3'—10, а на линии 3—10, так как в процессе сборки заготовки и при прикреплении союзки линия выреза союзки в этом месте должна сместиться на всем протяжении от точки 3' до точки 10 и занять свое прежнее положение, намеченное на рисунке модели.
В деталях берца и задинки никаких изменений и перемещений обычно не делается.
Следующим этапом ремонта является вычерчивание припусков на затяжную кромку, согласно нормам, приведенным в предшествующих разделах.
После этого приступают к ремонту (в обычном порядке) и построению контрольного чертежа.
В качестве другого примера ремонта рассматриваемым методом берем построение модели летней женской резной туфли на высоком каблуке с чересподъемным и вдольподъемным (фигурным) ремнями; верх из светлого (белого или голубого) хромового опойка или шевро с черным, синим или красным лаком (в виде вставок п детали) (черт. 68).
Методика моделирования изображенной туфли та же, что и в первом примере, лишь с некоторыми особенностями, связанными с конструкцией модели.
Особенности этой конструкции:
1) соединение передней части модели — союзки, с задней частью — берцем! посредством вдольподъемного фигурного ремня путем пропускания чересподъемного ремня через прорезь во вдольподъемном ремне;
2) расположение деталей союзки и вдольподъемного фигурного ремня во взаимопересекающихся направлениях, под углом;
3) прикрепление фигурного ремня поверх союзки, состоящей (в половинках при выкрое) из целого куска кожи с разрезами.
Известно, что при обтяжных и затяжных операциях заготовка, формуясь на колодке, подвергается деформации. При этом отдельные детали ее, в зависимости от конструкции модели и применяемого материала, деформируются в меньшей или большей степени. Это обстоятельство необходимо помнить, особенно при моделях рассматриваемого типа, в которых, например, средняя часть союзки при обтяжке смешается вперед на 8— 12 мм. Это нужно учесть, перенося, как и в первом примере, линии деталей с рисунка на копию колодки, и проводить линии союзки о средней части выше на величину смещения. Например, верхний край вдольподъемного ремня (точка 8) поднимается выше на 8—10 мм.
По этим же причинам прорезь для ремня на вдольподъем-ном ремне делается выше положения чересподъемного ремня.
После подготовки колодки, которая выполняется, как и в первом примере, на средней копии колодки определяют положение точек .?, 4, 5, 6, 7 и т. д. При определении линии носка и заднего ремня нельзя забывать, что размеры их на рисунке значительно меньше, так как они находятся на самых крутых изгибах колодки, что в перспективе дает искажение. Поэтому, намечая их на средней копии колодки, в плоском виде, это обстоятельство необходимо учитывать. По намеченным точкам {черт. 68) зарисовывают линии 3—10; 8—/0; 9—10; 5—13; 6—12; 2—14; 6—15; 2—16; 15—16; 16—7 и 5—77. После этого отмечают точку 9' — место соединения детали носка и ремневидной союзки, и между точками 3—4 и 9'—10 размечают положение ремней союзки. Затем проводят линию носка 9'—4 и линии ремней союзки, согласно их расположению на рисунке (черт. 68), с последующим уточнением на плоской копии расположения всех линий.
На уточненных деталях (носке, союзке, задинке и др.) намечают линии деталей вставок в нашем примере из черного лака) согласно рисунку.
Готовый рабочий чертеж не разрезают на детали, а вырезывают по общему контуру, с просветами между деталями. Затем приступают к деталировке, которая начинается с очерчивания всех линий деталей, входящих в модель.
После этого вырезают вдольподъемный ремень, разрезая чересподъемный ремень. Отрезанные при этом ремни союзки собирают и накладывают на лист картона так, чтобы совместившимися верхними концами и смежными линиями они вплотную сомкнулись друг с другом (черт. 68а, А).
К образовавшейся ломаной линии 9"—10' делают припуск в 7—8 мм на скрепление (заштрихован).
Перед настрочкой вдольподъемного ремня на союзку образующие ее ремни разводят в первоначальное положение (см. пунктирные линии черт. 68а, А). Для облегчения их разведения по наружной линии припуска делают две вырезки шириной в 3 мм и глубиной в 4 мм (на чертеже показаны стрелками).
Вычерчивание детали вдольподъемного ремня в плоскости выполняется следующим образом: деталь ремня надрезают (черт. 68а, Б} от точки 9 до точки 17 и на противоположной стороне, на линии 8—10. При этом на линии 9—17 надрез должен располагаться через 3—4 мм; на линии 8—10 делают четыре-пять надрезов.
После этого на листе ватмана или тонкого картона проводят прямую А—Б (черт. 68а, Б), к которой прикладывают деталь вдольподъемного ремня контуром 5—17—9, выпрямляя его по прямой А—Б (за счет надрезов). После выпрямления линии 8—17—9 точка 17 перейдет в точку 17', а точка 9 — в 9'.
На чертеже пунктиром показан вдольподъемный ремень с надрезами, а сплошной линией — после выпрямления в развернутом виде.
Деталь заднего ремня (черт. 68а, слева) В—7—16—2—В развертывают в плоскости аналогично вдольподъемному ремню. Для этого делают соответствующие надрезы и дальнейшее выпрямление ремня, который показан сплошной линией по точкам 0'—7'— 16—2—0'.
Длина чересподъемного ремня рассчитывается аналогично длине его у туфли на высоком каблуке, с учетом прибавки на застежку.
Дальнейшая деталировка проводится так же, как для описанного выше вида обуви (вычерчивание плоских деталей, вычерчивание припусков и т. п.).
РЕМОНТ ЭЛИТНОЙ ОБУВИ – ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ
ремонт модели верха. Верх этого обуви состоит из одного куска кожи с одной вставкой и резинками (черт. 34). Размеры обуви те же, что и описанного выше ботинка на резинке с цельной союзкой (черт. 32).
Следует отметить, что при ремонте с чертежами моделей элитной обуви без настрочного носка, у которых линия перегиба союзки опускается ниже верхней носочной части средней копии (ботинки на резинке цельного кроя и сапоги) или выше ее более чем на 3 мм (женские туфли), большую вспомогательную линию строят несколько иначе; ее ведут через точку 2 (высота запинки) и не в точку 25, а в новую точку 25' (черт. 34), находящуюся на расстоянии от верхнего контура копии 0,44 длины линии IV (длина линии IV измеряется от верхнего до нижнего контура средней копии).
Построение верхней линии берца и задней линии модели ботинка цельного кроя выполняется аналогично построению ботинка на резинке с цельной союзкой.
Отличие в построении резинки по сравнению с рассмотренным видом! обуви: вырез для резинки делается несколько длиннее, нижний край резинки располагается ниже большой вспомогательной линии 2—25' на 6—7 мм.
Величина припусков по верхним краям на загибку (линии $—б'~б"~~6"' и Т—7"—Т"} — 8—9 мм.
Ремонт элитной обуви требует наличия линии сгиба для удобства развертывания модели; в противном случае при развертывании может обнаружиться недостаток или излишек материала в верхней части заднего берчика (точка &'}. Линию сгиба проводят через точки 6" и 9.
Для вычерчивания изгиба переднего края модели через точку 7 перпендикулярно линии 6—7 проводят прямую 7—12 до пересечения с линией 9"~6. В образовавшемся углу 7—12—9 проводят биссектрису, на которой от вершины угла до точки 29 откладывают 83 мм. Из точки 29 радиусом в 75 мм вычерчивают изгиб переднего края.
Для правильного вычерчивания припуска на затяжную кромку верхнюю линию носочной части средней копии проводят так, чтобы наибольшая выпуклость носка средней копии касалась линии 9—12.
Чтобы при этом не изменить длину средней копии, при ремонте элитной обуви производят следующие построения: от точки наибольшей выпуклости заднего края средней копии радиусом, равным длине копии, через вершину носка средней копии проводят дугу до пересечения с продолжением линии 12—9 (точка 14); носочную часть средней копни приближают к линии 12—9, так, чтобы конец носка средней копни (точка 13) лежал на дуге, проходящей через точку 14; при этом наибольшая выпуклость носка копии должна быть касательной линии 9—14, а нижняя линия средней копии проходить через точку П', лежащую ниже точк,и П на контуре ранее вписанной средней копии.
После этого вычерчивают нижний край средней копии и откладывают припуск на затяжную кромку.
Учитывая почти полное отсутствие швов в элитной модели и увеличенную тягучесть заготовки, надо величину припуска на затяжную кромку в носке несколько убавить (на 3—4 мм).
Для вычерчивания нижней линии вставки надо из точки 30 опустить перпендикуляр на линию Т—ЗГ\ из полученной точки 30' и точки 30 радиусом, равным 75 мм, сделать засечки (точка 29'); из точки 29' радиусом той же величины провести дугу 30—31'. Получается, что линия 30"—28—30 симметрично перенесена по другую сторону линии 12—9 (линия 30—30').
К нижнему краю вставки добавляют припуск под строчку; при одной строчке величина припуска должна быть равной 6 мм.
На черт. 34 контуры деталей обозначены цифрами: края внутренней половины модели 30'—30—15—49—2'—18'—6'—6"— 50—31'—30'\ края наружной половины Т"—28—30—15—49— 2'—18—6'—6"—50—31'—7"—7'"; вставка 7"—7'"—30—51—52— 7"; резинка А—Б—В—Г—А.
Модель в развернутом виде и отдельно модель вставки показаны на черт. 35. Края выреза для резинки сделаны вобрезку.
Если требуется загибка краев, нужен соответствующий припуск, это учитывается при пошиве обуви на заказ.
Построение модели подкладки выполняется так же, как и для подкладки хромового ботинка на резинке с цельной союзкой; чертеж состоит из тех же деталей: текстильной части (полотна), задней кожаной части и верхней кожаной надставки к полотну.
15. РЕМОНТ ВЕРХА, НИЗА И ПОДКЛАДКИ
ПИНЕТКИ
Построение модели верха элитной обуви. Пинетка состоит из двух передних и двух задних берцев. Построение чертежа модели начинается обычным способом: строят оси координат и вписывают в них среднюю копию колодки; вследствие отсутствия каблука вершина нижнего заднего угла копии должна совпадать с точкой О — началом координат, а нижняя линия копии — с осью X; базисные линии /—//—///—/V и V наносят на среднюю копию обычным
порядком (черт. 36).
По линии / откладывают высоту пинетки, которая для № 19 должна быть равной 88 мм (линия /—5); под углом в 80° к линии /—3 проводят линию ширины верхнего края, и откладываю! на ней ширину пинетки вверху 4—5, равную 72,5 мм; при этом от точки 3, по направлению к заднему краю, отмеряют 31 мм до точки 4 и к переднему — 41,5 мм до точки 5. Ниже линии 4—5, на расстоянии от нее, равном 28 мм, проводят линию 6—9, на которой располагают отверстия для шпура, стягивающего пинет-ку. На этой линии от точки 2, по направлению к заднему краю модели, откладывают 29 мм до точки 6, а к переднему краю — 51 мм до точки 9. Точки 4 и 6 соединяют изогнутой кривой, которая, опускаясь, идет параллельно задней линии элитной обуви средней копии на расстоянии от нее, равном 2 мм. Так образуется задний край модельной обуви.
Линию IV приподнимают над верхней линией средней копии на 3 мм до точки 12, а линию V — на 2 мм до точки 13. Точки 9 и 12 соединяют кривой радиусом 40 мм, которая плавно переходит к точкам 5 и 13 и продолжается далее на расстоянии 2 мм от верхней линии средней копии до точки 14. Так образуется передний край модели.
От нижней линии средней копии откладывают припуск размером 2—3 мм для скрепления с подошвой. От точки 9 на линии 6—9 откладывают 35 мм (точка 8), от точки 6—38 мм (точка 7). Точки 5—5 и 4—7 соединяют кривой радиуса 33 мм из точек /5 и 19 (образовавшихся путем засечек из упомянутых
выше точек).
Из точки 8 вычерчивают задний край переднего берца в виде прямой линии до точки 17, которая должна находиться на рас-стоянии 7 мм от нижней точки линии // и продолжаться до линии припуска под строчку подошвы (точка 17').
Из точки 7 передней край заднего берца чертят до точки 20, находящейся на расстоянии 35 мм от нижней линии средней копии, и ведут ее дале^ за линию 17—8 к точке 16 (нижняя точка линии II) и ниже ее на 2—3 мм (точка 16'), образуя припуск для скрепления берцев (16'—17'—20—16').
Построение модели подкладки. Подкладку для передних и задних берцев пинеток строят отдельно по контурам этих деталей.
Подкладку для передних берцев делают сшивной из двух половин. При ее построении к контуру берца прибавляют по переднему краю 3—4 мм для сшивания. Припуск по нижнему краю должен быть равным 1 мм (черт. 37,/).
Подкладку для задних берцев ремонтируют цельной. Для ее ремонта (черт. 37, II) зарисовывают задний берец и касательно к его заднему краю (у точки 3) проводят прямую /—2, так чтобы расстояния до этой прямой от заднего нижнего угла берца и от его заднего верхнего угла были одинаковыми.
Линия 1—2 — место сгиба подкладки. Размер согнутой по этой линии подкладки меньше размера берца. Поэтому по краю берца подкладки со стороны, противоположной линии 1—2, должен быть сделан припуск у точки в в 1,5 мм п у переднего края (4—5) —в 2—3 мм; припуск по краю /—4 должен быть равным 1 мм.
Здесь было описано построение верха и подкладки при обработке краев в обтачку тесьмой.
Ремонт модели подошвы элитной обуви(черт. 38). Подошва для пинеток выкраивается из того же материала, что и верх. Поэтому здесь мы даем также описание построения ее чертежа.
Пинетки строятся на прямую колодку, по которой получается модель как на правую, так и на левую ногу; стелька в таких колодках симметрична.
Для построения чертежа подошвы берут в основу стельку, к краю которой делают по всему периметру припуск в 3,5 мм.
Для удобства ремонта подошвы к верху против концов линии оси на подошве вычерчивают небольшие выступы, делящие ее периметр на две равные части.
Подошва должна ремонтироваться с таким расчетом, чтобы половина ее периметра А (черт. 38) была равна половине длины нижнего края элитной обуви А (черт. 36). Если же она окажется меньше, то припуск к стельке необходимо увеличить.
16. РЕМОНТ МОДЕЛЕЙ ВЕРХА ЭЛИТНЫХ БОТИНОК
Рассмотрим •построение моделей юфтевого ботинка (полуса-лога) с полуглухим клапаном и женского юфтевого ботинка нарезинке, т. е. таких видов ботинок, которые по форме деталей, заметно отличаются от описанных выше.
Построение модели верха юфтевого ботинка с полуглухим
клапаном
Построение чертежа унифицированного юфтевого ботинка (полусапога) делаем на колодку фасон 2 *.
После проведения предварительных построений, включающих нанесение базисных линий, по заднему краю средней копии от точки 1 откладывают высоту задинки до точки 2 (52 мм). Затем по линии IV, вниз от точки 9, откладывают 0,44 длины линии IV до точки 16 и соединяют точки 2 и 16 прямой линией, продолжая ее до пересечения с линией V, где ставят точку 25"" (черт. 39).
После этого откладывают по линии / высоту наружной лодыжки— 0,21 длины стопы, т. е. 55 мм, образуя линию 3—4. Затем из точки 4 опускают на ось ОХ перпендикуляр 4—5", продолжая его вверх. От места пересечения линии 4—5" с нижней линией средней копии (точка 5') откладывают высоту полусапога плюс 13 мм, т. е. 152 мм (139 + 13 = 152 мм), получая линию 5'-—5. Увеличение высоты необходимо потому, что согласно требованию ГОСТ она измеряется не в середине берца, а по заднему шву, где высота должна быть больше.
Затем под углом» в 82° к линии 5—5', через точку 5, вычерчивают верхнюю линию берца так, чтобы передний отрезок этой линии был на 10 мм короче заднего. В числовых выражениях это составит величины: 67,5 мм для заднего отрезка и 57,5 мм для переднего. Получается это следующим образом: ширина берца ботинка № 41, полнота С по ОСТ равна 125 мм: 125 — — 10=115; 115:2 = 57,5 мм; 57,5+ 10 = 67,5 мм.
Таким образом, величину 57,5 мм откладывают на линии 6—7 от точки 5 по направлению к переднему краю берца (отрезок 5—7) и величину 67,5 мм — от точки 5 к заднему краю берца (отрезок 5—6).
Далее откладывают на задней линии средней копии 4—5 мм от точки 2 до точки 2' — удлинение модели для облегчения съемки обуви. После этого делают припуск в пяточной части модели для вставки жесткого задника. Для этого откладывают 5—6 мм от точки 1 до точки 19' и далее от средней копии, т. е. от середины расстояния между точками / и 2 до точки 19.
Точки 2' и 6 соединяют прямой, от середины которой (точка 18) проводят внутрь перпендикуляр высотой в 5—6 мм до
• Конструкция моделей унифицированного элитного полусапога разрабо-. тана центральной модельной ЦНИКП.
точки 18' и соединяют эту точку прямыми линиями с точками 2' и 6. После всех этих построений проводят заднюю линию берца через точки 6—18'—2'—19—19'. При этом стрела прогиба кривой у середины линии 6—18' и 2'—18' должна равняться 1 — 1,5 мм.
Чтобы вычертить переднюю линию берца, делают следующие построения: от точки 9 вверх по линии средней копии -откладывают 4 мм до точки 9', затем от точки 16 по линии 16—2 16 мм до точки 16'. Точки 9'—16' соединяют прямой линией, которая будет передним краем берца.
Линию /// середины стопы из точки 10 продолжают на 5 мм вверх за линию средней копии до точки 10'. Через точку 7 проводят прямую 7—12 перпендикулярно к линии 6—7 н соединяют прямой точки 9' и 10', продолжая ее до пересечения с линией .7—72.
Затем от точки 9', по верхней линии средней копии, откладывают 10 мм до точки 9" — места пересечения передней линии •берца с верхней линией средней копии.
Проводят биссектрису высотой в 6 мм в углу 9"—9'—16' до точки 25"; то же и в углу 7—12—9', причем от вершины угла 12 откладывают на биссектрисе 7,5 мм до точки 22 и от нее 75 мм до точки 23.
Из точки 23 радиусом, равным 75 мм, вычерчивают закруг-.ление переднего края берца. У точки 7 закругление должно проходить на расстоянии 3 мм от вершины угла 5—7—12, считая по биссектрисе.
Линию берца продолжают до точки 9", располагая ее между верхней линией средней копии и линией 9'—10' и закругляя далее около точки 25", после чего она сливается с прямой^'—16'. опускаясь ниже точки 16' на 3 мм, до точки 16".
Для вычерчивания нижней части переднего края элитной обуви берца в углу 16—17—17' проводят биссектрису, на которой от вершины угла откладывают 30 мм до точки 20 и от нее 70 мм до точки 21. Затем из точки 21 радиусом в 70 мм вычерчивают дугу до точек 16" и 24, являющуюся нижней частью переднего края берца.
Верхняя линия союзки ботинка этого типа, в отличие от пошива обуви на заказ для всех приведенных выше моделей, должна проходить ниже верхней линии средней копии. Это объясняется следующим образом: верхняя линия средней копии колодки ботинка этого элитного типа обуви в области пучков отличается большой крутизной; поэтому при проведении верхней линии элитной обуви касательно верхней линии носка средней копии или тем более выше ее задний край переда (точка 25') при затяжке на колодку должен сильно вытянуться. Это часто приводит к образованию в этом месте недопустимых складок или даже разрыва строчек, скрепляющих •берцы с союзкой (закрепы), так как расстояние от точки 25' до
верхнего края средней копии колодки (точка 25) будет слишком велико. Расстояние задней точкиверхней линии союзки (точка 25') от верхней линии средней копии колодки должно быть не больше 5 мм. Для этого требуется, чтобы -передняя часть верхней линии союзки была опущена.
Кроме того, еще надо учесть следующее: при ремонте обуви первую продольную деформацию производят средние клещи обтяжной машины, которые тянут заготовку, свободно лежащую на колодке. Так как союзка в верхней части не пришита к бер-цам, эта ее часть вытягивается изнпод берцев, сильно деформируясь. В то же время пяточная часть заготовки не получает должного натяжения. Чтобы перенести деформацию на пяточную часть, необходимо опустить переднюю часть союзки, причем линия наибольшего напряжения сместится вниз, что позволит достигнуть лучших результатов при обтяжке.
Для вычерчивания верхней линии союзки нужны следующие построения: от точки 8 линии V откладывают вниз 5,5 мм до точки 8' и соединяют эту точку с точкой 9 прямой, продолжая ее к носку и к заднему краю модели.
На этой линии от точки 9", по направлению к заднему краю модели, откладывают 18—20 мм до точки 25'. При этом необходимо проверить расстояние от точки 25' до верхней линии средней копии, которое не должно быть больше 5 мм. Затем через точку 25' проводят дугу 25'—9"' радиусом в 85 мм, центр которой должен находиться на прямой 25'—15, на расстоянии от точки 25', равном 85 мм (точка 11). Дуга 25'—9'" будет краем союзки, к которому прикрепляется передний край полуглухого клапана.
Чтобы построить припуск в союзке для ремонта ее с бер-цами, надо сначала вычислить величину этого припуска, руководствуясь нормами, установленными методикой.
Берцы пристрачиваются к союзке четырьмя строчками. Ниже показано расположение их:
Расстояние строчек мм
Первой от края берца . . ......... Ч—3
Второй . , первой........... 1,5—2
Третьей. , второй........... 5—7
Четвертой от третьей........... 1,5—2
Следовательно, расстояние от края элитной обуви берца до четвертой строчки должно быть равным 10—14 мм.
Если допустить, что четвертая строчка попадает в начало спуска края союзки, и учесть, что ширина этого спуска, установленная методикой, равна 8—12 мм, то надо считать минимальную величину припуска в союзке под строчку равной 18 мм.
При вычерчивании линии припуска ведут ее сначала парал-
лельно линии 24—16" на расстоянии 18 мм, так чтобы она не доходила на 2—3' мм до линии 9'"—25' (точка 29). От точки 29 опускают прямую вниз на 8 мм, образуя линию 29—26, проходящую в 2 мм от точки 9'"', Точки 9"' и 26 соединяют прямой, которая вместе с линией 29—26 и линией 25'—9"' образует выемку для передней части полуглухого клапана.
При вычерчивании нижней линии затяжной кромки руководствуются установленными методикой нормами ширины загнутых на стельку краев заготовки, которая должна быть равной 17— 18 мм по всей линии, за исключением пяточной части, где она увеличивается до 18—20 мм.
Для правильного вычерчивания затяжной кромки в передней части модели, так же как и при построении модели хромового ботинка на резинке цельного кроя, измеряют расстояние от наибольшей выпуклости пятки (точки 19} до точки носка 13 и радиусом, равным этому расстоянию, из точки 19 проводят дугу 13—14'.
При этом средняя копия должна подходить к этой дуге так, чтобы ее касался носок, а выпуклая часть верхней линии копии касалась линии 9—15, и чтобы нижняя линия копии в пучковой части прошла через точку П'.
После ремонта всех этих построений вычерчивают нижний край элитной обуви средней копии от носка до пучков. От полученной линии откладывают расстояние, составляющее ширину затяжной кромки. При определении величины затяжной кромки учитываются указанные выше нормы ширины загнутого на стельку края, толщины верхнего материала и стельки, а также тягучести материала верха и опытные данные производства элитной обуви. Величина затяжной кромки установлена в следующих пределах (в мм}:
По длине в носке.........., . . . ; 14—15
» ширине. „ .............. 20
У конца мизинца (у линии V).......21—СО
. точки П.................23-24
, линии сгиба стопы (линия //)......25—26
. „ лодыжки (линия /)......... 23—24
По заднему краю модели...... ... 22—23
Задний край союзки закругляют у точки 28, образуя у точки 2'4 небольшой (в 2—2,5 мм} выступ, обозначенный на чертеже точкой 30 (в случае механического кроя); он имеет значение гофры при наложении на союзку берца. Таким образом, край союзки в этом месте располагается по точкам 28—24—30 и направляется далее к носку.
Построение полуглухого клапана выполняется по модели верха, которую для этого вычерчивают на листе бумаги (черт. 40).
Затем верхнюю линию союзки 15—25' продолжают по на-
правлению к заднему краю модели до точки 59. Длина этой линии устанавливается с расчетом, чтобы верхняя часть клапана приходилась на уровне верхнего края берца. В нашем случае расстояние 25'—59 должно быть равным 120 мм.
Отложив на линии 59—25' 30 мм от точки 59 до точки 58, проводят из этой точки перпендикуляр 58—60 длиной 25 мм. Точку 60 соединяют прямой с точкой 9'" (конец дуги края союзки), а точку 9'" с точкой 16" переднего угла берца.
Затем продолжают линию 9'"—60 до заднего края модели (точка 71} и перегибают вниз верхнюю часть берца по линии 9'"—71 так, чтобы точка А (задний угол берца) перешла в точку А', а точка Б — в Б' и точка 16" — в точку 16"'.
Затем на линии 25'—59 откладывают 55 мм от точки 25' до точки 57—середины длины клапана. Через точку 57, перпендикулярно линии 59—25', проводят прямую 57—57' до соединения с краем берца; откладывают 25 мм от точки 60 по направлению к точке 71, до точки 62. Затем вниз от точки 60 продолжают линию 55—60 наполовину ее длины (12,5 мм) до точки 61 и вычерчивают задний край клапана между точками 59—62—61—57'. Стрела прогиба от линии 61—57' равна 8 - 9 мм в точке, расположенной на !/з расстояния 61—57' (считая от точки 61). От точки 57' до точки 16'" по краю берца делают припуск в 2—3 мм для обрезки клапана. Так как клапан передним концом должен заходить под союзку, для его пристрочки в этом месте также делается припуск в 8—9 мм.. Линию припуска вычерчивают параллельно линии союзки 25'—9'" от точки 9" до точки 68, не доходя на 2 мм до линии 70—16'" и образуя в этом месте вырез 68—69—70—16'" для прохождения переднего края клапана под союзку.
Таким образом, контур вычерченного клапана пройдет через точки 59—25'—9"—68—69—70—16'"—57"—57'—63—61—62—М. Следует отметить, что на чертеже изображена половина клапана,. согнутая по линии 59—9".
В месте, куда не доходит клапан, край берца укрепляет под-блочник. Ширина подблочника — 25 мм плюс припуск в 2—3 мм на обрезку. Для скрепления с клапаном к подблочнику прибавляется припуск в 10—11 мм (63—64—65—57'—63).
Контур подблочника проходит через точки 66'—66—63—64— 65—57'—71'—66'. Он должен1 быть построен так, чтобы при сгибании его по середине длины обе его половины были симметричны- Это облегчает работу по вырубке подблочника, уменьшает количество резаков и создает удобство при строчке подблочника (не различаются правый и левый).
Полуглухой клапан в развернутом виде с подблочниками в соединении с союзкой изображен на черт. 41.
Следует отметить, что положение линии сгиба клапана 62—
0—9'" (черт. 40) определяется опытным путем. Если клапан узок, то расстояние 55—60 увеличивается, что приводит к увеличению клапана. Если же клапан широк, то расстояние 58—60 уменьшается.
Построение заднего наружного ремня показано на черт. 39. Ширина ремня вверху — 30 мм, внизу—40 мм, с вырезом уголка посредине ремня внизу и закруглением углов.
Задний внутренний ремень строят так же, как и наружный шириной вверху — 36 мм, внизу — 46 мм. Нижние края ремня закругляют с образованием треугольного выреза посередине. Длина внутреннего ремня рассчитывается с припусками под штаферку и жесткий задник по 10—12 мм.
Штаферку отроят по контуру берца модели верха шириной 18—20 мм с прибавлением припуска в 2—3 мм на обрезку и 10 мм под строчку подблочника.
Ремонт элитной модели верха и подкладки женской обуви на резинке
Построение модели верха. Верх юфтевого женского ботинк.1 на резинке состоит из союзки, двух передних клюш, двух задних клюш, двух резинок и заднего наружного ремня (черт. 42). Если задний шов заготовки скрепляется втачку с расстрочкой, то задний ремень не ставится.
Передние клюши также сшиваются втачку с расстрочкой. Союзка отрезная накладывается па передние края клюш и пристрачивается двумя строчками (без накладного носка). Клюши соединяются швом внакладку (линия а'—б') с пристрочкой двумя строчками.
Линия а'—6' проводится по кратчайшему расстоянию между вогнутыми линиями у выреза для резинки (а') и у союзки плюс припуск клюши под союзку (б').
Построение верха выполняется так же, как и для описанных выше видов обуви, изменяются лишь нормативы. Все их можно видеть на черт. 42. При этом следует отметить, что увеличение радиусов закруглений крыльев союзки объясняется применением иголок больших размеров при строчке союзок, что требует увеличения длины стежка; длинными же стежками невозможно строчить по круто изогнутым линиям.
Ремонт модельной обуви подкладки. Подкладка для женского юфтевого ботинка состоит из задней кожаной части, передней текстильной (полотна) и кожаной надставки вверху текстильной части.
Построение деталей подкладки, так же как и подкладки для мужских хромовых ботинок на резинке, производится по контуру модели верха (черт. 43)-

2. РЕМОНТ МОДЕЛЕЙ ВЕРХА ЖЕНСКИХ ЭЛИТНЫХ ТУФЕЛЬ С ЧЕРЕСПОДЪЕМНЫМ РЕМНЕМ, НА СРЕДНЕМ КАБЛУКЕ
Порядок и метод построения модели этой туфли тот же, что и туфли на низком каблуке, кроме различий в нормативах некоторых построений (черт. 56).
Глубина выреза союзки увеличивается для устранения складок, образующихся в месте соединения союзки с берцем (точка 61). Увеличение глубины выреза способствует большему смещению союзки при обтяжных операциях; вследствие этого точка союзки 9 сдвигается в сторону заднего края модели на большую величину, чем у туфель на низком каблуке (5—6 мм вместо 4—5 мм).
Верхняя линия союзки приподнимается над высшей точкой носка средней копии на 5—6 мм, что облегчает затяжку заготовки в геленочной части. Величина затяжной кромки элитной модели вследствие большего смещения союзки и большего подъема верхней линии несколько уменьшается по сравнению с величиной затяжной кромки у туфель на низком каблуке в передней части модели. Вследствие большего растяжения материала верха в длину происходит большее сокращение его ио ширине. Это вызывает необходимость при ремонте увеличения размера затяжной кромки в области теленка.
Осевая линия ремня у нижнего конца (точка 47) приближается к линии лодыжки, а у места пересечения линии середины стопы /// с верхней линией средней копии опускается на 1,5—2 мм. Изменение положения осевой линии ремня потребовалось вследствие неравномерного растяжения берцев в длину, вызывающего относительное смещение ремня (у точки 10) не вниз по гребню колодки, а вверх. Это обстоятельство, а также уменьшение ширины берца требуют некоторого увеличения длины ремня в части, расположенной выше верхнего края средней копии (10—53).
На черт. 56 изображено построение модели верха женской хромовой туфли (№ 36, полнота 6) на среднем каблуке (высота каблука 40 мм) с чересподъемным ремнем со всеми необходимыми нормативами.
3. РЕМОНТ МОДЕЛЕЙ ВЕРХА И ПОДКЛАДКИ
ЖЕНСКИХ ХРОМОВЫХ ТУФЕЛЬ С ЧЕРЕСПОДЪЕМНЫМ
РЕМНЕМ, НА ВЫСОКОМ КАБЛУКЕ
Рассмотрим особенности построения модели туфель на высоком каблуке по сравнению с изложенным выше построением
туфель других типов.
Глубина выреза элитных туфель на высоком ка'блуке значительно увеличивается по сравнению с приведенными выше нормативами. В связи с этим необходимо большее смещение точки союзки в сторону заднего края модели.
Вследствие большей крутизны пеленочной части колодки верхняя линия союзки приподнимается над средней копией на большую величину, что облегчает затяжку заготовки в теленке. Это требует уменьшения ширины затяжной кромки в передней части союзки.
Ввиду большего растяжения берцев в длину и большего сокращения их в ширину размер затяжной кромки в геленоч-ной части должен быть увеличен. Большее растяжение берца вследствие уменьшения ширины передней его части приводит к большему относительному смещению вверх по средней копии верхней части ремня; это требует изменения положения осевой линии ремня при ремонте элитной обуви и увеличения его длины по линии 10—53,
Построение деталей верха женской хромовой туфли на высоком каблуке (высота 65 мм) с основными нормами изображено на черт. 57.
Построение элитной обуви на высоком каблуке показано на черт. 58. В отличие от подкладки для туфель на низком каблуке, здесь кожаная часть несколько удлинена за счет укорочения полотна.
Этот тип подкладки, как и описанный выше, может быть применен для туфель обоих видов. Удлиненная кожаная подкладка употребляется преимущественно для ремонта туфель на высоком каблуке, как более открытых.
4. РЕМОНТ МОДЕЛЬНОЙ И ЭЛИТНОЙ ПОДКЛАДКИ НЕДОМЕРКОВЫХ И МАЛОДЕТСКИХ ХРОМОВЫХ ТУФЕЛЬ С ЧЕРЕСПОДЪЕМНЫМ РЕМНЕМ, НА НИЗКОМ КАБЛУКЕ
Чертеж детали верха и подкладки перечисленных видов обуви строят аналогично чертежам женских туфель с чересподъ-емным ремнем, на низком каблуке. Построение их со всеми нормами показано на черт. 59 и 60.
5. РЕМОНТ МОДЕЛЕЙ ВЕРХА И ПОДКЛАДКИ ЖЕНСКОЙ ОБУВИ - ХРОМОВЫХ ТУФЕЛЬ ЛОДОЧКА С ГЛУБОКИМ
И СРЕДНИМ ВЫРЕЗОМ СОЮЗКИ, НА ВЫСОКОМ КАБЛУКЕ
Ремонт модели верха. Верх женских туфель лодочка состоит из одной лишь детали — союзки, и построение их поэтому несколько проще, чем туфель с ремешком.
Построение начинают, как обычно, с вписания средней копии в оси координат, проведения базисных, а также большой и малой вспомогательных линий.
Для вычерчивания верхней линии туфли откладывают от малой вспомогательной линии вверх по линии лодыжки / (черт. 61) 2 мм от точки 34 до точки 34'\ вниз по лилии сгиба Я — 2,5 мм между точками 29'—29"; вниз по линии середины стопы /// — 1,5 мм от точки 24 до точки 24'\ посередине линии 34—29' от точки 22 откладывают вверх 1 мм до точки 22'.
Чтобы крылья союзки не расходились значительно, для более экономной раскладки элитной обуви делают следующие построения: от точки 6 до точки 6' откладывают вверх 4,5 мм, из которых 4 мм — припуск на заколотку и 0,5 мм — припуск для свободного вырезания крыльев союзки; место пересечения линии внутреннего пучка о верхней линией средней копии (точка 9) при поднимают над средней копией на 4 мм (точка 9'}; соединяют точки в' и 9Г прямой, продолжая ее на 6—7 мм за удаленную носочную часть средней копии (точка 19') до точки 15 \\ образуя линию сгиба (середины) союзки.
При вычерчивании союзки с глубоким вырезом от точки 9' по линии 9'—6' откладывают 6^7 мм до точки 9", через которую перпендикулярно линии 9'—15 проводят линию, продолжая ее на 6 мм за большую вспомогательную 2—25 (линия 9"—26').
Через точку 26', параллельно большой 'вспомогательной линии, проводят линию 26'—24", на которой откладывают от точки 26' три пятых длины расстояния 26'—24" до точки 26". В углу 9"—26'—24" проводят биссектрису и откладывают на ней от точки 26' 14 мм до точки 27 и затем 22 мм от точки 27 до точки 28 со смещением на 3 мм до точки 28'; от точки 28 откладывают 21 мм до точки 28" со смещением на 7,5 мм до точки 28'"; из точки 28"" радиусом в 43 мм вычерчивают дугу между точками 9"—27, а из точки 28' радиусом в 22 мм дугу отточки 27 до точки 26", продолжая далее на 5—6 мм. Таким образом, контур выреза союзки во вдвое сложенном виде будет проходить плавной кривой по точкам 9"~27—26"—24'~29"—22'—34'~6" плюс припуск на загибку.
Размеры припусков при ремонте элитной обуви на затяжную кромку туфли лодочка близки к размерам их для женской туфли с ремешком на высоком каблуке.
Следует отметить, что при обтачке краев союзки тесьмой (иногда применяется для лаковых и текстильных лодочек) уменьшается растяжение союзки; благодаря этому смещение точки союзки 9 до 9" должно происходить на меньшую величину (величина смещения вместо 10—11 мм должна быть равной 7—8 мм). Кроме того, уменьшается и расстояние между точками 6 и 6" с 3—3,5 до 2,5 мм.
На черт. 62 изображено построение женской туфли лодочка на высоком каблуке с средним вырезом союзки, аналогичное приведенному на черт. 61 с изменением некоторых нормативов: вверх от малой вспомогательной линии откладывают 6,5 мм от точки 34 до точки 34', 4 мм между точками 29'—29" и 6,5 мм от точки 22 до точки 22'; вверх от точки 24 откладывают 5,5 мм (точка 24'); расстояние между точками 26 и 26' составляет 3/5 длины 26—24; вырез союзки во вдвое сложенном виде проходит по точкам 9"—27—26'—24'—29"—22'-34'—6".
Построение модели подкладки для туфель лодочка (черт. 63) аналогично построению ее для женских туфель с чересподъем-ным ремнем, с некоторым упрощением вследствие отсутствия чересподъемного ремня. Иногда кожаную часть подкладки 13—14—15—7'—8'—13 строят удлиненной, в этом случае она должна заходить на 10—12 мм за линию середины стопы III. По наружному контуру кожаная часть подкладки строится вза-гибку (линия 13—8'). 'Припуск 7'—8' для скрепления половинок кожподкладки внакладку по гофрам равен 2,5 мм. У точки 15 угол кожподкладки закругляется. Контур полотна во вдвое сложенном виде проходит по линиям 1—2—3—4—/.
На черт. 64 изображено построение туфли лодочка на высоком каблуке с отрезной союзкой (край взагибку), которое в общем выполняется аналогично построению обычной туфли лодочка. Соответствующие изменения показаны на чертеже.
V. РЕМОНТ САНДАЛИЙ
Сандалия состоит из союзки, задинки и ремня. Рассмотрим для примера ремонта верха женских элитный сандалий (черт. 65).
Особенности построения этого вида обуви по сравнению с построением туфель:
1) средняя копия колодки вписывается в оси координат так, чтобы наружная сторона пучковой части касалась оси ОХ, а вершина заднего нижнего угла копии совместилась с началом координат (точкой О);
2) высота сандалии сзади (до точки 2) равна высоте задинки полуботинка соответствующего номера;
3) верхняя линия союзки приподнимается над верхней линией носка средней копии на 5 мм (11—П')\ подъем этой линии способствует сближению концов крыльев союзки, что дает экономию при раскладкэ союзок;
4) точка союзки 9 приподнимается до положения 9' на линии средней копии на 9—10 мм вследствие значительного растяжения! материала союзки;
5) осевая линия ремня (5—53) проходит внизу у оси ОХ по-
середине расстояния между линией лодыжки / и сгиба // (точка 5), вверху — у верхней линии средней копии — через точку 10, т. е. в месте пересечения верхней линии средней копии с линией середины стопы ///, и заканчивается в точке 53, находящейся на расстоянии от точки 10, равном длине линии 48—10 плюс 25 .ямс;
6) особенность затяжки сандалий требует значительно меньшей ширины затяжной кромки, чем у элитных туфель;
7) задний край элитных сандалей — место сгиба задинки— представляет собой прямую линию (2—2'), которая сначала идет по задней линии средней копии, затем постепенно отступает от нее у точки О на величину, которая не должна превышать 3—4 мм.
Построение чертежа выполняют следующим образом: проводят линию 9'—26, перпендикулярную линии 9'—15, В образовавшемся углу У—26—29 чертят биссектрису, на которой откладывают 8 мм до точки 27 и от нее 17 мм до точки 28; из этой точки радиусом, равным 17 мм, делают закругление выреза союзки. Таким образом, контур линии союзки, начинаясь от точки 9', сливается с дугой, проходящей через точку 27, затем, подходя к большой вспомогательной линии 2—25, пересекает ее у точки 27'. находящейся на расстоянии 20—21 мм от точки 26; после этого на 1 —1,5 мм опускается ниже вспомогательной линии, плавно доходя до линии // (точка 29'). От точки 29 по вспомогательной линии до 29" откладывают 4,5 мм, от точки 30 до 30'— 10 мм. Затем точки 29" и 30' соединяют прямой линией.
Ширина чересподъемного ремня между точками 54—55 зависит от размера пряжки; между точками 56—57 она увеличивается на 1—2 мм.
Передняя линия ремня и задинки проходит по точкам 53--54—56—29"—30'—30"'; от точки 29" до точки 30' линия прогибается на 1,5 мм, проходя до нижнего края затяжной кромки (точка 30").
Расстояние 48—48' на черт. 65 равно 10 мм. Точки 4В' и 57 соединяют прямой. Через угол 2—48'—57 проводят биссектрису, на которой от точки 48' откладывают 5 мм до точки 62 и 35 мм до точки 63, которую затем смещают на 2,5 мм, до точки 64. Радиусом, равным 35 мм, из этой точки вычерчивают закругление верхней линии задинки.
Задняя линия ремня и верхняя линия задинки плавно проходят по точкам 53—55—57—62—4'—2. Точка 4' находится на 3 мм ниже точки 4.
По линии задинки 29"—30" делают припуск под строчку для союзки, равный 8 мм, причем углы краев союзки, скрепляемых с задинкой, должны быть закруглены.
Подкладка в сандалиях ставится только в части задинки и строится по модели верха обуви.
Линия сгиба 2—2" (черт. 66) внизу отходит от линии сгиба верха 2—2' на 5—6 мм (2'—2") —припуск на толщину задника.
Величина припуска для обрезки подкладки по верхнему краю задинки составляет 2 мм, по переднему краю — 4 мм; внизу по линии затяжной кромки делается припуск в 2—3 мм, что необходимо в связи с тем, что подкладка огибает жесткий задник на большем расстоянии, чем верх.
VII. РЕМОНТ САПОГ 1. ПОШИВ МОДЕЛИ ВЕРХА ЮФТЕВОГО САПОГА
После вписывания средней копии и нанесения на нее базисных линий, что выполняется обычным порядком (черт. 69), от точки / откладывают высоту задинки до точки 2. На линии 9—а вниз от точки 9 откладывают 0,44 длины этой линии до точки 3. Затем через точки 2 и 3 проводят большую вспомогательную линию. По линии / от точки 4' (места пересечения линии / с линией контура средней копии) откладывают 0,21 длины стопы да точки 4. Через точку 4 перпендикулярно линии ОХ проводят линию высоты голенища (В ) сапога 5'—5" (выспта голенища показана в табл. 4, стр. 34). От точки 5' вверх по линии 5'— 5" откладывают величину, равную 1,24 длины стопы (положение широкого места голенища вверху) до точки 5. Вниз от точки 5" откладывают 14 мм до точки 5"'.
Из места пересечения линий /// и /—Я (точка 6) по линии /—Л в сторону точки П откладывают 24 мм до точки 7. Через точку 7 проводят перпендикуляр к линии ОХ в точку 7', образуя линию 7'—IV. Пересечение перпендикуляра с верхним контуром средней копии обозначают точкой 8. Через точки 8 и 9 проводят осевую линию переда 21—22. Вверх от точки 8 по линии Т—//' откладывают 33 мм — высоту шейки переда до точки 9', из которой под углом 90° к линии 7'—11' проводят линию ширины голенища внизу 9Г—9" (ширина голенища внизу приведена в табл. 4),
Через точку 5 проводят линию ширины голенища вверху 10—5—10', через точку 5"' — линию ширины голенища по канту //—5"'—-//", равную ширине голенища вверху минус 3—4 мм. От точки 2 на продолжении линии 3—2 откладывают 7 мм до-точки 2' — припуск на толщину верхнего края жесткого задника, а также для более свободного снятия сапога с колодки.
От наибольшей выпуклости пяточного закругления средней копии откладывают 8 мм до точки 33 и 9 мм от точки 1 до точки 34—на толщину жесткого задника. Точки И"—НУ—9"—2' соединяют прямыми линиями, к середине которых влево ремонтируют перпендикуляры в 1—2 мм у линии 11"—Ш и 3 мм у линии 10'—9" (черт. 69). Точки //'—5"—11" соединяют плавной кривой, образуя линию канта голенища. Точки //"—10'—9" соединяют также плавной кривой, проходящей через вершины перпендикуляров. От точки 9" линия идет по прямой 9"—2', постепенно отрываясь от нее с прогибом, равным 2—3 мм, на расстоянии 10 мм от точки 2'; пройдя через точку 2' и дальше через точки 33 и 34, линия опускается ниже последней точки на ширину затяжной кромки.
На пересечении линии 3—2 с базисными линиями III, // и / ставят точки 12, 13, 14. От точки 14 по линии 2—3 откладывают 13 мм до точки 15 и от нее вниз — 5—6 мм до точки 16. Из этой точки параллельно линии 18—4 проводят височную линию крыла переда 16—19—20. От точки 16 в направлении, параллельном линии 2—5, откладывают величину уменьшения длины крыла переда, равную 5—6 мм (точка 17). Уменьшение в 5—6 мм необходимо ввиду растяжения края переда при настрочке. Точку 17 соединяют прямой с точкой 20, лежащей на линии затяжной кромки. Линия 17—20 будет височной линией крыла переда.
В углу 5'—12—15 проводят биссектрису, на которой откладывают 9 мм до точки 28 и от нее 17 мм до точки 29, из кото-
рой радусом, равным 17 мм, вычерчивают вырез крыла переда (черт. 69).
Расстояние 8—9' — высоту шейки переда — делят на три равные отрезка (точка 23, 24 и 8). Вниз от точки 8 по линии 8—7' откладывают 3 раза по '/з величины линии 8—9' (точки 25, 26 и 27). Из всех полученных точек, в перпендикулярном направлении к линии 9'—7', откладывают от каждой точки, начиная с точки 23, расстояния: в 20 мм до точки 23'; 21 ммд&24'; 17 мм до 8", 14 мм до 25'\ 12 мм до 26'; 15 мм до 27'.
По точкам: 9'—23'~24'~8"—25'—26'—27'—28—13—17 вычерчивают линии шейки и выреза переда сапога.
От точки 8 по осевой линии переда откладывают 51—52 мм длину выпрямленной шейки переда (точка 21) или из точки 7 радиусом 7—9' проводят дугу до пересечения с осевой линией переда в точке 21. От точки 21 откладывают на прямой в сторону точки 8 три отрезка, каждый из которых равен '/з А (высоты шейки), до точек 30—31—32. После этого откладывают 21—22 мм от точки 30 до 30'; 22—23 мм от точки 31 до 5/'; 21—22 мм от точки 32 до точки 32'.
По точкам 21—30'—31'—32' до слияния с дугой вычерчивают плавную кривую линию шейки переда. От точки 9' вниз до линии 9'—8 откладывают 15 мм до точки В — начала выреза голенища. Линия шейки у выреза и крыла переда после его пристрочки проходит по точкам 9'—23'—24'—8"—25'—26'—27'— 28—13—17—16—20. При строчке переда угол крыла (точка 17} совпадает с точкой 16, а линия 17—20 располагается по линии 16—20. К линии 9'—28—16—20 прибавляют припуск в 12 мм у голенища под строчку переда. При подходе к точке В припуск увеличивают.
Для вычерчивания затяжной кромки из точки 9 проводит прямую линию, касательную высшей точки Б носка средней копии. Под прямым углом к этой линии, через точку 35, проводят линию С—35—С', вниз за линию 21—22 примерно на 15 мм. Затем устанавливают среднюю копию так, чтобы она заняла такое положение по отношению к линиям 21—22 и С—35—С', какое занимала по отношению к линии 9—Б и соответственно С—35; нижний контур средней копии должен совпадать с ранее очерченным контуром средней копии примерно около точки П (точка П').
В носочной и пучковой частях к полученному контуру средней копии, а в геленочной и пяточной — к ранее вписанному устанавливают припуск ширины затяжной кромки в местах, которые были указаны на чертежах ранее описанных моделей. Нормы для вычерчивания затяжной кромки обозначены на черт. 69.
Детали верха юфтевого сапога показаны на черт. 70. Изготовление заднего наружного ремня допускается из двух частей равной длины (черт. 70).
2. РЕМОНТ ЭЛИТНЫХ САПОГ И УШИВ ГОЛЕНИЩА
Верх кирзового элитного сапога состоит из юфтевого переда, юфтевой задинки, кирзового голенища и юфтевого заднего наружного ремня.
Построение верха кирзового сапога выполняется тем же способом, что и юфтевого. Несколько изменены отдельные нормы в связи с особенностью материала и формы голенища: увеличением его размеров по ширине, увеличением задинки и особенностью деформации кирзы. Ремонт верха сапога (№ 41, средней полноты) с кирзовым голенищем со всеми нормативами представлено на черт. 71.
Подшивка под голенище кирзового сапога не ставится.
3. ПОШИВ МОДЕЛИ ВЕРХА ХРОМОВОГО САПОГА
Построение верха хромового сапога выполняется аналогично ремонт сапога юфтевого {черт. 72) с изменением размеров голенищ и некоторых других, связанных с ними размеров. Кроме того, у юфтевого сапога перед накладывается на голенише, а у хромового прикрепляется втачку с расстрочкой.
Высота шейки А равна 24 мм, а длина шейки (линия 5—21) — 31—32 мм. Одно из важных условий при построении хромовых сапог — это обязательное совпадение размеров длины линии выреза переда и выреза голенища.
Отличительной особенностью построения модели хромового сапога является также способ вычерчивания височной линии голенища 16—17—17' и переда 16—19—19'. Височная линия переда строится с прибавкой на величину угла 17'—16—19'; ширина этого угла внизу 17'—19' по линии затяжной кромки должна быть равной 5—6 мм. За счет этой прибавки при скреплении переда с голенищем образуется излишек длины затяжной кромки (фалда), что способствует лучшему облеганию колодки передом сапога.
Построение деталей верха с указанием необходимых нормативов представлено на черт. 72. Край выреза голенища для скрепления с передом проходит по точкам 9'—23'—24'—8"-25'—26'—27'—б'—в'—28—13—16—17—17'. Припуск на пристрочку этого края к краю переда составляет 1,5—2 мм. Задний край переда проходит по точкам 21—30'—31'—32'—б'—в'—28—
13—16—19—19'. Вырез (32Г—13) можно вычертить циркулем из точки 29' радиусом в 28 мм. Точка 29' находится на расстоянии 1,5—2 мм от точки 29. Припуск на пристрочку голенища к заднему краю переда— 1,5—2 мм.
Подкладка хромовых сапог состоит из футора и поднаряда ( черт. 73), склеиваемых между собой при наложении футора на поднаряд, причем часть футора, служащая под-височником, должна при склеивании футора и поднаряда попасть под поднаряд.
Следует помнить, что обе строчки, растрачивающие перед и голенище, должны пройти через футор и поднаряд, скрепив их и прикрепив к голенищу с передом. Покладка для этого сапога также строится по чертежу модели верха. Построение футора и поднаряда со всеми необходимыми нормативами показано на черт. 73, а детали верха сапога в развертке — на черт. 74.
VIII. РЕМНОТ ДЕТАЛЕЙ НИЗА И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ
I. ПОСТРОЕНИЕ КОЖАНЫХ И РЕЗИНОВЫХ ПОДОШВ
ДЛЯ ЭЛИТНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБУВИ РАЗЛИЧНЫХ
МЕТОДОВ КРЕПЛЕНИЯ
Подошва строится по контуру стельки с увеличением ее размеров. Это увеличение устанавливается на основании замеров заготовки с вставленными жестким подносном и задником в точках /, //, III, IV, V и VI (рис. 21), т. е. по длине носка (от точки /) и по ширине его (//); по ширине: в пучках (///), в теленке (IV), в пятке (V) и по заднему закруглению пятки (VI). К этим величинам добавляют припуски на ширину открытой части подошвы после фрезерования и на фрезеровку; эти припуски устанавливают по нормам методики (черт. 75).
В табл. 5 (стр. 92) приведены нормы припусков к стельке при построении подошвы. Нормы были разработаны авторами с учетом средней толщины верхних материалов и припусков на ширину выпускаемой части и на обработку ее.
Нормы построения подошв винтового и Деревянношпилечного крепления при верхе
Рис. 21. Заготовка с
установленными точками замера толщины верха для расчета при построении подоги вы
Таблица 5 Нормы припусков к стельке при построении подошвы (в мм)
Метод крепления и наименование
обуви Точки измерения

/ И иг IV V VI
Рантовый
10,5 10,5 9,5 85 8,0 8,0
Женская, девичья, недомерковая
10,0 10,0 9,0 80 7,5 7,5
Прошивной
С открытым урезом:
мужская и мальчиковая ...... 7,5 7,5 7,5 5,5 6.0 7,0
женская, девичья и недомерковая . 7.0 7,0 7,0 5,0 5,5 6,5
С закрытым урезом:
мужская и мальчиковая ...... 5,1 5,5 5,5 5,5 6,0 7,0
женская, девичья и ьедомерковая . 5,0 5,0 5,0 5.0 5,5 6,5
Клеевой
Мужская и мальчиковая ...... 5.0 5,0 5,0 5,5 6,0 6.5
Женская и девичья ........ 4,5 4,5 4,5 5,0 5,5 6,0
То же на деревянном каблуке с по-
4,5 •4,5 4,5 4,5 — - —
Винтовой (юфтевая)
Мужские сапоги и полусапоги . . . 7,5 7,0 6.5 6.0 11,0 13,0
7,0 6,5 6,0 5,5 10,0 12,0
6,0 5,5 5,5 Р.О 9,5 11.0
6,0 5,5 55 5,0 9,5 11,0
Женские и недомерковые ботинки
с резинкой (холщевый поднаряд.
одинарный задник, без жесткого
жхка) ........... ,. . 6,0 5,5 5,5 5,0 9,0 10,0
Доппельный (сандального
креплении)
Мужские и мальчиковые сандалии , 12 12 12 13-14 10,0* 10,5'
Женские, девичьи, недомерковые и
детские санлалии ........ 11-И.Ь 11-11,5 11-11,5 12-14 9,5* 10,0*







из хромовых кож те же, что и для прошивного метода с закрытым урезом.
Ремонт подошв выполняется графическим способом. Стельку накладывают на чистый лист бумаги и, укрепив на нем,.
* Эти нормы припусков применяются только при глухой затяжке пяточной части; при сандальной затяжке они должны быть увеличены (от 2,5 до 5,5 мм).
вычерчивают контур стельки острым шилом или тонко отточенным карандашом. "Затем раствором циркуля на величину, равную величине припуска по краям стельки, вычерчивают припуски в соответствующих местах. Припуски вычерчивают также специальными отводками, имеющими разное расстояние между остриями. После этого снимают стельку с бумаги, уточняют недочерченные места, пользуясь стелькой как лекалом; проверяют припуски.
Построение подошвы рантового крепления показано на черт. 75, Л. На черт. 76 показано- построение подошвы для юфтевого сапога с наружной подметкой.
При построении подошвы для элитной обуви с высоким каблуком снимают копии со стелечной части колодки и фронта каблука. Для этого каблук прикрепляют к колодке и накладывают на ее след лист бумаги таких размеров, чтобы он был несколько больше следа колодки и со следа переходил на фронт каблука, плотно прижимаясь как к стелечной, так и к фронтовой поверхности каблука. Затем бумагу обрезают по контуру следа колодки и по краям фронта каблука. (Контуры стельки и фронта высокого каблука показаны на черт. 77 пунктирной линией). После этого бумагу снимают и вычерчивают припуски, согласно норме (табл. 5), до крокуля каблука, а дальше—в размере 3—4 мм с каждой стороны, у заднего края (под набойку) — 5—б мм (черт. 77).
2. ПОСТРОЕНИЕ НАБОЕК, ФЛИКОВ И КРАНЦА
Набойки строят по моделям соответствующих подошв. Для этого на подошве наносят линию ширины пятки 1—2 (черт. 75, Л) и линию середины пучков 3—4 (перенося их со стельки). Затем делят эти линии пополам в точках 5 и 6, которые соединяют прямой до пересечения с контуром пятки подошвы (точка 7). Из точки 7 радиусом, равным 1,1 Д. (Л—длина набойки, равная 1Д длины подошвы плюс 15 мм), делают засечки на контуре подошвы и отмечают точки 8 и 9, которые будут точками концов фронта набойки.
Затем из точек 8 и 9 радиусом, равным 1,5 Шн (Ш0 —ширина набойки по линии 1—2), находят посредством засечки точку 10. Из нее этим же радиусом (гфм —радиус фронта набойки) вычерчивают фронт набойки 8—9; соединяют точки 7—10 и на пересечении линии 7—10 с линией 8—9 ставят точку 10'. Линия 7—10' будет осью набойки. Заднюю часть контура подошвы отрезают по линии §—9 и складывают вдвое по оси 7— 10'. Но так как подошпа в задней части асимметрична и боковые края ее при складывании не совпадают, края от точки 7 до точки 7' усредняют (черт. 75, Б). От точки 7' до точки 8' сред-
нюю линию контура соединяют с: наружной стороной части контура набойки.
Затем на чистом листе бумаги проводят линию аб (черт. 75,5) и накладывают на нее усредненную набойку так, чтобы линия сгиба 7—Ш совпадала с прямой аб. После этого очерчивают контур набойки. По полученному контуру вырезают набойку-
Набойки для деревянных каблуков строят по контуру нижней поверхности каблука с припуском в 3—4 мм (черт. 77,11).
Кранцы строятся по контуру набойки с припуском внутрь по всему ее контуру; для мужской обуви ширина кранца равна 18—20 мм (черт. 78).
Ниже приведены нормы ширины кранца для обуви других родов:
Ширина Родобуви кранца
(в мм) Женская, мальчиковая и девичья .... 17—19
Недомерковая............. 16—18
Детская................ 15—16
Малодетская.............. 14—15
Флики строят по контуру набойки с припуском в 1 —1,5 мм по всему контуру (черт. 75, В),
3. РЕМОНТ ЗАДНИКОВ
Задники кожаные для мужской и женской обуви
Обоснование принципов ремонта задников было дано впервые проф. Ю. П. Зыбиным Г31. Согласно его указаниям были построены задники для различных видов обуви и испытаны в производстве. На основании этих данных и практической проверки их авторамп была разработана следующая система ремонта задников (черт. 79—87).
Строят оси координат, начинающиеся в точке О (.черт. 79). От этой точки откладывают установленную ГОСТ высоту задника, которая для мужского ботинка № 41 будет равна 48 мм. Затем по оси О А" от начала координат откладывают длину задника О—6. Эта длина должна быть такой, чтобы передний край задника не доходил до краев союзки на 2—3 мм. Для № 41 эта длина равна 123 мм. Затем делят линию О—в пополам (точка Л. После этого делят пополам расстояние 1—6 в точке 2, потом 2—6 в точке 3 и, наконец, 3—6 в точке 4.
Из точек 1—2—3—4 проводят линии, перпендикулярные О—6. на которых откладывают: от точки 1 до точки 1'—48 мм; 2—2'— 47 мм; 3—5'—42,5 мм; 4—4'—36 мм. Вверх от точки б,.в вертикальном направлении, откладывают 7,5 мм (линия 6—5) и соединяют точку 5 прямой с точкой О. От линии О—5 делают припуск
Моделирование деталей низа и промежуточных деталей
на затяжную кромку в 13—15 мм, линию которого проводят параллельно линии 0—5. Через точки У—V—2'—3'—4'—5—6—7—8 вычерчивается задник.
На черт. 79 построена половина задника с осью симметрии на линии У—8. Развертывая задник по этой линии, получаем контур полного задника, который и изображен на черт. 79. На чертежах 79—84 по линии затяжной кромки показаны гофры (Г, черт. 79), которые служат для облегчения формования пяточной части заготовки в процессе затяжки.
Описанная система принята при построении задников для всех видов обуви. Это можно видеть на приведенных чертежах 79—84, где на черт, 80 изображено построение задника для женской обуви на низком каблуке, на черт. 81 —то же на среднем каблуке, на черт. 82 — то же на высоком каблуке; ,на черт. 85 изображено построение удлиненного задника для женской обуви лодочка, на черт. 84 — задника для малодетской обуви.
Задники гранитолевые
Гранитолевые задники, заменяющие кожаные, состоят из 3— 4 слоев, в зависимости от толщины гранитоля.
Построение слоев гранитолевого задника производится на основе контура кожаного задника, по которому вырезывается первый слой гранитоля: величина следующих слоев уменьшается по отношению одного слоя к другому: в концах крыльев на 10 мм, вверху — на 6 мм и внизу — на 5 мм (черт. 85). Гофры для 1-го слоя гранитолевого задника применяются той же глубины, что и для кожаного; для 2-го слоя — глубиной в 5 мм* при скреплении слоев гофры совпадают.
Задники кожаные для сапог и полусапог
Построение мягкого и жесткого пластов задника для юфтевого сапога показано на черт. 86, где изображен унифицированный задник. Жесткий пласт задника (закладка) строится по контуру мягкого пласта с уменьшением: в концах крыльев на 12 мм, вверху и внизу на 3—4 мм (черт. 86). Построение задников для юфтевых полусапог изображено на черт. 87 (пунктиром показано положение жесткого задника). Гофры для задников сапог и полусапог применяются те же, что и на черт. 79 .
4. РЕМОНТ ГРАНИТОЛЕВЫХ ПОДНОСКОВ
Гранитолевые подноски строят в два, а иногда и три слоя на основе носка верха. Первый слой гранитолевого подноска не
Моделирование обуви
должен доходить до третьей строчки, скрепляющей носок с союзкой, на 1—2 мм, внизу он должен быть короче носка верха на 5 мм и а боках (у углов) на 3—4 мм; второй слой должен быть меньше первого по линии, обращенной в сторону строчек, на 4—5 мм, а по линии затяжной кромки — на 5—7 мм (черт. 88, /); третий слой должен быть построен по отношению к второму слою так же, как второй по отношению к первому. По периметру первого слоя в носочной части в местах перехода на боковые стороны вырезаются гофры глубиной до 8—10 мм, а по периметру второго слоя на глубину 4—5 мм, что облегчает формование носка.
Построение подноска для обуви с союзкой без накладного носка показано на черт- 88, //, На контур союзки во вдвое сложенном виде наносят линию конца мизинца V, которая на чертеже будет расположена между точками 1 и 2, и переносят ее на другую сторону союзки, после чего она примет вид линии 1—2—3. Затем от точки 2 откладывают 12—14 мм до точки 2', которую соединяют с точками / и 3. По точкам /—2'—3 вычерчивают верхнюю линию первого слоя жесткого подноска, как показано на чертеже. По бокам жесткий подносок должен быть короче края союзки на 3—4 мм, а у переднего края — на 5 мм. Второй слой жесткого подноска по отношению к первому строят, как показано на черт. 88, /. Контур жесткого подноска проходит по точкам Г—2'—3'—2"—Г.
5. РЕМОНТ ГЕЛЕНКА И ПРОСТИЛКИ
Геленок для элитной обуви строят по контуру стельки, от края которой отмеряют расстояние до внутреннего контура губы. В пяточной части откладывают ширину загнутой на стельку затяжной кромки. Боковой и задний контуры теленка должны находиться от внутреннего края губы и края затяжной кромки на расстоянии 1,5—2 мм. Передний край теленка должен отстоять от линии пучков стельки на 8—10 мм (черт. 89, /).
Построение теленка и простилки для меккейной обуви доказано на черт. 89, II- Боковые края теленка и простилки вычерчивают на 1,5—2 мм от края затяжной кромки. Геленок не доходит на 8—10 мм до линии середины пучков. Простилка заходит на теленок на 10 мм.
Построение металлического теленка для женской обуви на высоком каблуке выполняют по контуру продольного сечения колодки. При этом передний край теленка не доходит до линии пучков (стельки) на 10 мм. Сзади теленок заходит на отверстие для пробки на 15 мм в виде вилки (черт. 90). На чертеже теленок показан в двух плоскостях и с разрезом.
6. РЕМОНТ ВКЛАДНОЙ СТЕЛЬКИ, ПОЛУСТЕЛЬКИ И
ПОДПЯТОЧНИКА
Построение вкладной (внутренней) стельки производят по контуру шаблона следа (стельки) колодки. В носке вкладную стельку (черт. 91) делают короче шаблона стельки на 3 мм, в пучках она проходит на уровне контура шаблона стельки, в теленке с наружной стороны шире контура шаблона на 2,5 — 3 мм и с внутренней на 3—4 мм, в пятке шире контура шаблона на 1,5—2 мм.
Вкладная полустелька строится так же, как и стелька, но длиной—до линии середины пучков, где оканчивается фигурной линией, как показано на чертеже.
Подпяточник также строят по контуру шаблона следа колодки (или стельки), на который наносят линию переднего края металлической пластины (/—2), укрепляющей пяточную часть следа рантовых колодок. Подпяточник делается шире контура шаблона следа колодки на 1,5—2 мм- Передний край подпяточника должен кончиться у линии /—2, т. е. у края металлической пластины (черт. 91). Подпяточник строят симметричным, как и набойку. Для обуви летней, открытой, типа босоножек (пляжной), размер вкладной стельки увеличивается кругом на 1,5—2 .мм для обработки краев стельки фигурной отсечкой на машине.
Для обозначения промежуточных деталей, так же как и деталей низа, могут применяться гофры той же формы и глубины, что и для деталей верха.
7. ПОСТРОЕНИЕ ОБТЯЖКИ ДЕРЕВЯННОГО КАБЛУКА
Построение юбтяжки деревянного каблука (рис. 22) производится следующим способом: каблук боковой поверхностью кладут на чистый лист бумаги и вычерчивают его контур но фронту. Затем, плотно прижимая к бумаге, перекатывают каблук на другую сторону и снова вычерчивают. К полученному контуру делают припуск по 5 мм к верхнему и нижнему краям и по 3—4 мм — к боковым краям.
Рис. 22. Копирование обтяжки для женских туфель на высоком деревянном каблуке
АНАЛИЗ ЭЛИТНОЙ ОБУВИ
I. МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧНОСТИ ОБУВИ
Анализ экономичности построенных моделей обуви состоит в определении трудовых затрат на их изготовление (трудоемкость модели), а также расхода материала, потребного для построения одной пары заготовок.
Критерием для суждения об экономичности моделей в отношении расхода .материала верха является норма его использования на наружные детали заготовок, которая теоретически может быть определена по методу ЦНИКП. ,\
Это определение состоит в следующем:^ сначала измеряют чистую_гцющадь_ шаблонов деталей. кщрвнрго кроя посредством планиметра «Геофизика». После обмера проверяют соответствие чистых площадей установленным нормам и^/для_каждой детали элитной обуви основного кроя строят параллелограмм при оптимальном раскладке деталей", т. е. так, чтобы получить наименьшую из возможных площадей параллелограмма.
Затем по уравнению, разработанному кандидатом технических наук М. Л. Шусторовичем [7], подсчитывают теоретический коэ-фициент использования кожи, по которому определяют норму расхода материала на данную модель.
Имея норму расхода на модель, по которой ведут работу, определяют коэфициент экономичности элитной обуви.



тел.: (495) 507-44-43 Светлана Теплова
Обувная мастерская Светланы Тепловой